Визуальный сторителлинг: как генерировать идеи и поддерживать текст грамотно

Визуальный сторителлинг: как генерировать идеи и поддерживать текст грамотно

Содержание


Может ли визуальная история заменить текст, не теряя при этом в смысле и эмоциональном напряжении? Конечно, когда помимо синопсиса она содержит смыслообразующие метафоры.

А еще визуал может поддержать текст или намекнуть, о чем будет статья, побудив таким образом в прочтению. Так что если хотите привлечь внимание к какой-либо проблеме, навыками сторителлинга овладеть будет очень кстати.

Инструментами визуального сторителлинга могут быть как рисунки, картины, фотографии, коллажи, так и видеоролики, анимации, гифки — любой визуальный объект, который содержит историю (NoComment по Euronews также считаются).

Картинка, задуманная как визуальный сторителлинг, чаще существует в контексте повествования целиком, а значит неотделима от текста. Она должна не только интересовать и привлекать читателя или читательницу, но и поддерживать текст.

Например, попробуйте угадать, какую историю рассказывают эти  изображения:

Скорее всего, вы можете догадаться, что последняя картинка повествует о семейных проблемах. А когда мы скажем, что заяц на заброшке рассказывает о мире видеоигр; вторая картинка служит иллюстрацией к материалу о рабочих забегах автослесарей на СТО; а третье изображение рассказывает о домашнем насилии — все становится на свои места?

Так выглядят сильные иллюстрации: они цепляют, побуждают погрузиться в текст, но раскрывают смысл только после прочтения.

При оформлении больших историй такие иллюстрации — лучший помощник: они показывают реальный масштаб проблемы и доказывают, что материал прочитать стоит.

Как органично вписать визуал в текст?

Чтобы грамотно выбрать стратегию создания визуала, необходимо погрузиться в текст, определить его посыл и проблему.

Иллюстрации можно обыграть следующим образом:

  1. Вписать в контекст. Визуал помогает погрузить читателя или читательницу в контекст повествования: эпоху, культуру, обстоятельства. Например, материал о панк-культуре хорошо визуально сопроводить коллажами, поскольку сама культура ассоциируется в том числе с ними.
  2. Привлечь внимание. Когда в материале описана общественная проблема, визуал способен привлечь к ней необходимое внимание аудитории, удержать его и побудить сделать что-либо. Например, количество и разнообразие мусора у кита в животе можно описать словами и цифрами, а можно визуализировать. Визуальный вариант явно произведет большее впечатление.
  3. Вызвать чувства. Общественные проблемы можно также описывать через истории отдельных людей, которые призваны воздействовать на чувства аудитории. С визуалом то же самое. Например, если вехи жизни бездомного человека разложить в инфографике, читатели и читательницы смогут отследить причины и следствия такой жизни, что вызовет сострадание.
  4. Поддержать текст.  Когда текст рассказывает интересную, повествовательную историю, иллюстрации могут стать не только органичным комплиментом, но и сильной опорой. Сопровождая рассказ об автомастерской анимациями с шестеренками — читатель не только отдохнет, но и глубже погрузится.

Как понять, какой визуальной стратегии придерживаться? Узнайте больше о теме. Можно погуглить и пообщаться с людьми, которые в ней разбираются. Важно работать с ассоциациями: а это не только понятия, которые сочетаются с темой, но и те, что ей противопоставляются.

Фотосъемки и репортажи: как спланировать удачную сессию?

Фоторепортаж — это по определению сторителлинг, так что задача фотографа или фотографки — грамотно расставить акценты и ничего не испортить.

Перед съемкой или репортажем обязательно пропишите себе, что должно быть на фото:

Сочетание трех компонентов сделает ваш фоторепортаж понятным. «Где» и «Кто» показывают предмет рассказа, а в «Что» заключаются детали, которые помогают дополнить картинку и завлечь аудиторию, создавая резонанс. Они позволяют понять контекст или придумать его.

Если изображение хочется рассматривать — вы угадали с деталями. Для разных фотографий в одном репортаже можно подготовить разный план, если вы располагаете такой возможностью. Это важно, чтобы не выпасть из контекста, а на каждой фотографии было понятно, что происходит.

К тому же, придерживаясь плана, легче импровизировать. Когда приходится работать с людьми или в другой динамически изменяющейся среде, произойти может что угодно. Главное — подмечайте новые детали и обыгрывайте их.

Снимайте много: лучше потом удалить лишний материал, чем лишиться того самого кадра.

Момент «магии» в фотосъемке — это искренность. Если вам интересно снимать, продумывать идеи, искать решения, то и людей заинтересовать вы сможете. Так что копайте в тему глубже и ищите подробности, которые цепляют в первую очередь вас. А если хорошо разбираетесь в тебе съемки, то забудьте об этом на время и представляйте историю так, как будто слышите о ней в первый раз.

Принципы создания коллажа

Пожалуй, через коллаж раскрывается весь потенциал сторителлинга. Чем он так хорош? Тем, что не ограничивает творчество в пределах одной формы: можно не сохранять одну стилистику, комбинировать некомбинируемое, и найти таким образом выход из сложной ситуации. 

Главный технический навык — композиция рисунка.

Когда умеете грамотно скомпоновать детали, он смотрится эстетически выверенным,. Коллажи можно создавать не только на компьютере, но и склеивать на бумаге и затем сканировать. Можно фотографировать самостоятельно, искать фото и иллюстрации в стоках, вырезать из журналов, добавлять в коллаж различные материальные элементы, вплоть до растений. 

Если чувствуете себя неуверенно, но хотите сделать именно коллаж, смотрите на работы других иллюстраторов и иллюстраторок, делайте своё на их основе.

Обучаясь, можно даже повторить чью-то работу: в этом нет ничего зазорного, но понимать принципы коллажа вы сможете лучше. Помните, что в коллаже все можно исправить, так что подбирайте и примеряйте различные детали и комбинации пока не поймете, что случился мэтч.

А главное — доверяйте своему вкусу. Раз вы создали коллаж в определенном стиле, то обязательно найдутся единомышленники и единомышленницы, которым такой стиль близок.

Как генерировать идеи, когда есть текст?

Как мы говорили в начале статьи, главное для иллюстрации — поддерживать текст, при это не раскрывая всю суть. Действовать можно следующим образом:

  1. Понять контекст. Чтобы ввести аудиторию в тему, сперва нужно достаточно глубоко ее изучить. Не исходите из посыла, что людям и так «все понятно», поскольку так вы можете упустить важную деталь повествования.
  2. Разжевать. Погрузившись в контекст и получив детали, подумайте, какие ассоциации они у вас вызывают (дедлайн = спринт). Поделитесь идеями с друзьями, коллегами и коллежанками, возможно, в беседе зацепитесь за новые детали.
  3. Поискать синонимы. Чтобы не говорить об истории в лоб, можно поискать близкие по теме понятия и использовать их. Так вы  сможете сопроводить зрителя по всему материалу.
  4. Смотреть. Просматривайте иллюстрации, картины по теме материала, чтобы еще больше погрузиться в контекст. Не забывайте также об общей насмотренности, чтобы формировать и развивать собственный вкус. 
  5. Не смотреть. На свою работу долго смотреть не нужно: замыливается глаз. Когда драфт более-менее готов, оставьте его. Нужная информация переработается в подсознании, так что при свежем взгляде на работу вы поймете, чего ей не хватает. Или что хватает всего.

Не стесняться. Никогда не стесняйтесь обращаться за помощью, это все равно что отказываться от идей. Даже не представляете, сколько ценного могут предложить грамотные в теме коллеги и коллежанки.

Конспект подготовлен на основе занятия дизайнерки Каролины Поляковой.